Княжеская полунезависимость (1878-1918)
В соответствии с Сан-Стефанским договором, заключенным 3 марта 1878 года в столице Османской империи Стамбуле, Болгария получила статус автономного образования в составе этого государства. России отошли определенные земли, а Сербия и Румыния обрели полную независимость. Данный факт сильно обеспокоил страны Западной Европы, поскольку они боялись того, что Княжество Болгария займет позицию, выгодную внешнеполитическим интересам России. Эти державы приложили значительные усилия, чтобы предотвратить нежелательный для них исход. В ходе Берлинского конгресса, который был собран немного позже в том же году, условия Сан-Стефанского мира были частично пересмотрены. В итоге Южная Болгария осталась под османами, а почетный титул первого болгарского князя достался немцу Александру Баттенбергу, являющемуся представителем Саксен-Кобург-Готской династии и к тому же племянником русского царя Александра III.
В итоге получилось, что новое княжество попало под зависимость капитала совсем не русского православного духа, а австро-германского, что и оказало влияние на грядущие политические события. Последовал ряд переворотов-путчей, когда престол поочередно захватывали то русофилы, то русофобы. Однако на последнем этапе борьбы за власть победу одержало европейское (а точнее – немецкое) направление болгарской политики. У Российской империи не было возможности представить Болгарии настолько прибыльный геополитический проект, чтобы удерживать ее в поле своей деятельности. Но все же она получила своего союзника на Балканах, коим стала Сербия. В 1885 году подобное политическое соотношение послужило толчком к кратковременной, но довольно болезненной болгаро-сербской войне. Что касается Османской империи, то она просто дрейфовала, постепенно ослабевая и разрушаясь. 1885 год был урожайным на события, о чем свидетельствует и восстание, разразившееся в Южной Болгарии, в результате которого она воссоединилась с севером. А через 13 лет Турцию сотрясла буржуазная революция, что привело к полному отсоединению Болгарии и обретению ею независимости. На царствование в торжественной обстановке был коронован князь Фердинанд.
Новый властитель слыл большим русофобом и во многих вопросах ориентировался на Австро-Венгрию и Германию. Фердинанд не предпринимал никаких шагов, не получив соответствующих указаний из Берлина и Вены. Однако он оказался настолько дерзким, что осмелился в 1909 году посетить Санкт-Петербург и попросить русского государя о выплате туркам денег, чтобы Болгария была официально объявлена полностью независимой. Позже Фердинанд показал себя как ярый авантюрист и чрезмерно помпезный военачальник.
В 1912 году болгарский властитель, заручившись поддержкой прочих балканских государств (Греции, Румынии и Сербии), возжелал окончательно разрушить то, что осталось от империи османов, уменьшив ее территорию путем отвоевания европейских земель. В начале у православной коалиции все шло по плану – они умудрились даже дойти до Стамбула и подвергнуть город осаде. Им уже грезился реванш за события 1453 года и возвращение Софии. Однако турки неожиданно нанесли контрудар, после которого был подписан мирный договор. Согласно этому документу Турция получила свои современные очертания.
Казалось бы, царь Фердинанд достиг желаемого, о чем ему еще мечтать? Но тут он возомнил себя великим полководцем и решил получить Македонию, напав на союзников (греков и сербов), которых неожиданно для него поддержали турки. Столь неразумная политика болгарского царя привела к тому, что государство осталось без всех земель, присоединенных по итогам первой войны. К счастью, в августе 1913 года все эти балканские перипетии завершились. Но это было так называемым затишьем перед бурей…
В Первой мировой войне Болгария поддерживала немцев. Этому было две причины: германофильство царя, а также то, что Сербия и Румыния заняли позиции на стороне Антанты. В тех сражениях Фердинанду неожиданно пришлось воевать плечом к плечу с бывшими врагами – турками. Вначале все шло по плану – удалось захватить Македонию и Добруджу, однако потом начались неудачи в военных действиях, экономические проблемы, а также внутренние протесты против самой войны и объединения с турками. В итоге немцы с болгарами оказались поверженными. Царю Фердинанду пришлось с позором бежать в Германию, передав трон своему 25-летнему отпрыску Борису. Там же, вдали от родины он потом и скончался в 1948 году, пережив сына. После этого власть в стране была отдана левому опальному аграрнику Александру Стамболийскому. Это стало началом новой, хоть и кратковременной эпохи.
Волжская Булгария
Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.
В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.
Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.
Монголы
До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.
Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.
Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.
Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.
Солнечный берег, Кошарица, Святой Влас
Эти чудесные курорты находятся у подножия гор Стара Планина. Свежий воздух, песчаные пляжи и развлечения привлекают туристов из разных стран мира. Развитая инфраструктура способствует тому, что ежегодно тысячи туристов приезжают, чтобы купить квартиру в Святом Власе, на Солнечном берегу или дом в Кошарице.
Кроме привычных пляжных развлечений, занятий водными видами спорта, посещения ресторанов здесь можно прогуляться в лесах, опутавших склоны гор. В сентябре-октябре, иногда и в ноябре грибники собирают цезарский гриб. Он очень похож на мухомор, поэтому к поиску и сбору рекомендуется подходить аккуратно.
Есть в Стара Планина лисички, зонтики.
Достопримечательности Болгарии
Собор Александра Невского
Собор Александра Невского – культовый символ Болгарии и одна из самых известных достопримечательностей Софии. Эта православная церковь была построена между 1882 и 1912 годами, чтобы почтить память 200 000 русских солдат, погибших во время русско-турецких войн за освобождение болгарского народа от власти Османской империи. Внутри собор украшен замысловатыми мозаиками, росписями и изображениями святых.
Рильский монастырь
Рильский монастырь – одна из самых главных духовных святынь Болгарии. Это важный исторический и культурный памятник был основан в 10 веке.
Копривштица
Исторический центр города Копривштица является ярким примером болгарского национального возрождения и содержит множество очаровательных извилистых улочек с симпатичными старинными зданиями.
Бузлуджа
Бузлуджа – огромный памятник эпохи социализма, построенный в 1974 году болгарской армией. Расположен на месте битвы между турками и болгарами, которая произошла в 1868 году. Этот внушительный монумент в форме летающей тарелки был разрушен после распада Советского Союза.
Фракийская гробница в Свештари
Фракийская гробница в Свештари – уникальная археологическая находка, которая датируется 3 веком до нашей эры. Гробница, вероятно, было построена для королевской пары из фракийского племени гетов. Это сооружение сочетает удивительную архитектуру, скульптуру и живопись, демонстрируя впечатляющие резные фигурки и росписи. Гробница была обнаружена только в 1982 году.
Крепость Царевец
Крепость Царевец в Велико-Тырново – важный символ болгарской истории. Это фортификационное сооружение было построено на месте средневекового дворца болгарских царей. Представляет собой внушительные руины, содержащие фрагменты более 400 домов и нескольких церквей.
Римский театр в Пловдиве
Римский театр в Пловдиве – один из самых хорошо сохранившихся древних театров мира. Это величественное сооружение было построено в 1 веке нашей эры в период правления Домициана. Полагают, что здесь проходили театральные представления и знаменитые гладиаторские бои. Сам театр до сих пор используется для оперных и музыкальных представлений и вмещает около 7 000 зрителей.
Несебыр
Несебыр – очаровательный старый город, расположенный на скалистом полуострове, соединённом с материком дорогой. Представляет собой музей под открытым небом, полный прекрасных площадей, церквей и мощеных улиц. История города и его памятники охватывают римскую и византийскую эпохи. Здесь можно увидеть остатки старых городских стен и традиционные деревянные дома, построенные на прочных каменных фундаментах.
Церковь Пресвятой Богородицы
Церковь Пресвятой Богородицы – средневековая православная церковь, расположенная на территории не менее древней Асеновой крепости. Это сооружение, скорее всего, построено в 12 веке.
Боянская церковь
Боянская церковь – средневековая православная церковь, включённая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Была основана в 10 веке и расположена в 8 км от Софии. Самой примечательной её особенностью являются великолепные старые фрески. Помимо первого слоя фресок 11-12 столетий, из которых сохранились только фрагменты, и знаменитого второго слоя фресок 13 века, церковь также имеет несколько более поздних фресок 14, 16 и 17 веков.
Баба Вида
Баба Вида – древняя крепость, которая считается единственным полностью сохранившимся средневековым замком в стране. Строительство текущей крепости началось в 10 веке на фундаменте римского замка
Баба Вида являлась главным оборонительным сооружением города Видина на протяжении всего Средневековья и самой важной крепостью Северо-Западной Болгарии. Крепость выдержала восьмимесячную осаду византийских войск, но в итоге была разрушена
Баба Вида была восстановлена в 14 веке. В османский период здесь располагались склад оружия и тюрьма.
Белоградчик
Белоградчик – древняя крепость, расположенная на северных склонах Балканских гор. Первое оборонительное сооружение здесь было основано ещё римлянами. Современная Белоградчикская крепость была построена в 14 веке. Она имеет мощные стены толщиной до 2 метров и высотой до 12 метров, а также три отдельных укрепленных двора, которые связаны друг с другом воротами. Крепость является памятником культуры.
Османское иго (1396-1878)
Для болгар переход в подчинение Константинополя (а в этот раз и Стамбула) не было чем-то новым. Но отличие все же было и весьма значительное. Проблема состояла в том, что власть осман по сравнению с византийской оказалась более жесткой и длилась намного дольше.
Но справедливо ли было называть то время нахождением под игом? Может, это было закономерное течение истории? Если посмотреть на происходящее с точки зрения веры, то так оно и было. Но и при османах на территории Болгарии было немало монастырей. Правители Стамбула не искореняли христианство, но и не позволяли данной вере главенствовать. Имели место необычные традиции, к примеру, «деширме», когда семьи должны были отдавать каждого пятого из сыновей в солдаты, где из него делали янычара. Проводилась кампания по исламизации населения и жертвованию плодородных территорий в пользу османских колонистов.
Но для Болгарии все было не так уж и плохо. Войдя в состав Османской империи и став ее тылом, бывшему царству жилось довольно спокойно. Религиозные и экономические ущемления не мешали мирному соседству славян, греков и армян. Годы шли, и турки все чаще называли себя османами. Не было такого понятия, как «национальные меньшинства». Османская империя того периода немного походила на СССР, в котором каждый гражданин был просто «советским человеком», а не, например, латышом или узбеком.
XVII-XVIII столетия можно уверенно назвать периодом длительной стабильности. С Западом султан смог установить политический баланс. Небольшие конфликты вспыхивали лишь в отношениях с Россией, хотя до серьезных военных действий дело не доходило. Однако Османская империя становилась все слабее и слабее, и в 1810 году на территорию Болгарии впервые ступили русские солдаты. А в 1828-1829 годах им удалось даже продвинуться вглубь империи и задержаться.
Для болгар начало XIX столетия стало периодом национального возрождения. Они вдруг почувствовали себя болгарами и начали активно возводить церкви (благо, представители турецких властей не отказывались от взяток), писать иконы, изучать родной язык и пр. Процесс падения Османской империи проходил в соответствии с поговоркой «рыба гниет с головы», иными словами со столицы. Некогда могущественное государство шаг за шагом деградировало, получив заслуженное прозвище «больной человек Европы». Это было на руку России, которая, не мешкая, воспользовалась ситуацией.
Население Болгарии было близкородственным русскому народу и по языку, и по традициям, и по вероисповеданию. При этом оно находилось под властью исламской империи. Это обстоятельство не могло оставить в стороне российских царей, мечтающих наложить на братский народ (как бы выразились в наше время) свою православную протекционную руку. На самом деле весь этот религиозный пафос был лишь прикрытием в стремлении контролировать пролив Босфор, да и Черное море в целом. Это противоречило бы интересам Франции и Англии. Королева Виктория, наблюдая за тем, с каким расположением болгары относятся к России, в гневе высказалась, что представители этого народа недостойны именоваться истинными христианами. И французы, и англичане поддержали осман, став их союзниками в Крымской войне 1854-1856 годов.
Дальнейшие события показали, что сами болгары не решились бы на кардинальные изменения. Воз был бы «и ныне там», если бы на помощь не пришла Россия. В 1876 году в Болгарии вспыхнуло апрельское восстание, которое было зверски усмирено башибузуками – так назывались воины османского спецназа. О степени жестокости изуверов свидетельствовало то, что им ничего не стоило вырезать целую деревню. Европейские либералы, как и в наше время, просто «выразили большую озабоченность», а Россия нашла моральный повод, чтобы начать наступление на Османскую империю. Эффектная развязка наступила в конце 1877 года, когда российские войска, преодолев Дунай, захватили Плевну. Османы в короткий срок согласились на переговоры, на установление мира, а также на учреждение полунезависимого Болгарского княжества.
Какие народы являются “отцами” болгар?
Фракийцы
Фракийские воины
Древнейшее население Болгарии, которое вошло в состав современного народа. Хотя греки и описывали фракийцев, как высоких, голубоглазых и рыжеволосых, археологи этого не подтверждают. Среди фракийцев большинство принадлежат к понтийскому, средиземноморскому и динарскому расовым типам, все они темноволосые и темноглазые, стройные и высокие.Этот же тип больше характерен и для современного населения страны.
Народ фракийцев исчез под давлением легионов Рима (но некоторое прибалтийские историки, подозревают, что фракийцы- это их предки).Их не истребили или переселили, они вошли в состав империи и утратили свою идентичность. Но в качестве граждан Рима, бывшие фракийцы благополучно встретили его падение, нашествие готов и гуннов и немного включили их в свой состав.Меняя название, язык и культуру, фракийцы дошли и до наших дней…
Славяне
Славяне в Византии
Во времена Аварского каганата, Болгарию наводнили славяне. Их “огромные толпы “, как пишут греческие авторы, поселились по всему Пелопоннесу как завоеватели, мирные поселенцы, федераты и просто отряды воинов занимавшие пустые после набегов земли.
Есть мнение, что славяне принудительно расселялись аварами, по периметру своих границ, чтобы удобнее было собирать войско или наоборот, защититься ими как буфером.Как бы то ни было, эта теория объясняет совпадение по времени экспансии аваров и появления в Европе славяне – их вассалов.
Заселив Болгарию, славяне занялись привычным сельскохозяйственным трудом, смешиваясь с коренным фракийским, сильно романизированным населением.
Булгары
Хан Аспарух в Болгарии
Кочевые племена, тюрки по языку, появились в Причерноморье во время Великого переселения народов, их происхождение и родина-спорный вопрос.Судя по косвенным данным, этот изначально ираноязычный народ, проживал в Средней Азии и был близок к хорезмийцам.
Антропология булгар указывает на палеоевропеоидный тип, очень похожий на сарматский, имена каганов булгар также зачастую иранские, что может говорить о том, что тюрки лишь немного повлияли на изначально иранское население, которое и стало булгарами.
Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами тюрками локализовал прародину уннугуров (предположительно булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем):
Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение.
Одновременно с гуннами, о булгарах пишут армянские авторы, дескать те поселились неподалеку от них, но затем они надолго исчезают из упоминаний, возникая снова лишь после падения Аттилы.
Булгары на Дунае
А впервые с Болгарией, булгары познакомились благодаря ромеем. Те охотно заключали союзы с булгарами, чтобы противостоять остроготам и визиготам. Эта земля булгарам понравилась и они стали все чаще появляться там, с совсем недобрыми целями. Положение спасли авары. Они отогнали булгар снова в степи Украины, однако затем, включив их в свою империю сделали промежуточным звеном между собой и славянами, используя их конницу и вождей для управления территориями.
Слабеющий каганат не смог удержать булгар при себе и в 632 году булгары подняли бунт и создали сое государство Великая Булгария на Дону, а авары даже ничего не смогли им противопоставить!
Но после падения авар, резко усилились хазары, они напали на Булгарию, разбив их войско, отчего одна часть булгар ушла на север создав Волжскую Булгарию, на месте нынешнего Татарстана, а другая с ханом Аспарухом на юг, в нынешнюю Болгарию. Там они подчинили и ассимилировали славян, а затем и сами растворились среди них.
Далее соседство с греками и турецкое владычество добавило болгарам еще больше южноевропейских и тюркских генов, слов и антропологических типов.
Войско Волжской Булгарии
Войско Волжской Булгарии, состоявшее из гвардии эмира (“хашам”) и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало около 50 тыс. воинов.
Основным костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооруженных всадников (рыцарей – чури). Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота.
Для перевозки войск часто использовался речной флот.
Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.
Волжская Булгария имела значительное влияние в Волго-Уральском регионе и играла важную роль в международных отношениях того времени.
Болгария (Република България)
Основа хозяйства
Основу хозяйства булгар составляли земледелие в форме степного перелога, полуоседлое и стойловое скотоводство, рыболовство, в отдельных областях промыслы (охота на пушного зверя, бортничество и пр.), разнообразные ремесла (металлургия железа и бронзы, деревообработка, косторезное, стеклоделие, гончарное, ювелирное, оружейное дело и т. д.) и участие в региональной и международной торговле.
Главными центрами торговли и ремесленных производств были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр, Сувар, Джукетау, Ошель, о чем свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран.
Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья.
Основными статьями вывоза были пушнина, шкуры, кожи (включая знаменитый вид особо выделанной кожи – “булгари” (см. Сафьян)), зерно, мед и воск, а ввоза – предметы роскоши, пряности, шелк, оружие, серебро (в IX–X вв.), янтарь и т.д. Одной из важнейших статей дохода казны была торговая пошлина (десятина).
Великая Болгария
Культура
В условиях развитого средневекового государства шло интенсивное формирование культуры городского типа, вырабатывалось наддиалектное городское койне (скорее всего, на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал, возможно, в виде различных диалектов еще у тюрко-булгарских племен). Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах. На его основе под влиянием среднеазиатских (караханидских) традиций сформировался булгарский литературный язык. Одновременно часть населения, возможно, знать, использовала язык огурского типа – тюркский язык с ротацизмом, ламбдаизмом и др. архаичными чертами.
Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе, где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались такие науки, как астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география.
Существовала своя историографическая традиция – “Таварих-и Булгар”(“История Булгарии”) Якуба ибн Нугмана.
Известны имена булгарских богословов, философов и писателей Сулейман ибн Дауд ас-Саксини ас-Сувари, Абу-ль-аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, аль-Ханафи Бурханаддин Ибрагим ибн Хызр аль-Булгари, Ходжа Ахмад аль-Булгари, фармаколога Таджаддин ибн Йунус аль-Булгари и др.
С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали “Кыйсса-и Йосыф” (“Сказание о Йусуфе”, 1233).
Пара височных колец с подвесками. Прикамье, XII – первая половина XIII в
Серебро, золочение, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани
Социальная структура
Булгарское государство имело развитую социальную структуру. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Они в начале X в. носили титул “эльтебер” (с середины X в. – эмир) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве (хутбе), они определяли политику в государстве и чеканили свою монету.
Иерархия социальных верхов булгарского общества реконструируется по письменным источникам недостаточно четко; в них упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военно-служилая знать (чура) и мусульманское духовенство.
Основная масса населения состояла из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) – податного населения, платившего в государственную казну подомный налог.
В антропологическом отношении население Волжской Булгарии было однородным и характеризовалось смешанным европеоидномонголоидным субуральским типом (см. Антропология).
Перстень. Волжская Булгария. XI – начало XIII в
Серебро, ковка, гравировка, чернение. Фонд Марджани
Специфика сбора грибов в Болгарии
Иностранцы выбравшие для переезда на постоянное место жительство Болгарию, отправляются летом в лес на “тихую охоту”, но ничего не находят. Лето на черноморских курортах – жаркое и засушливое, дожди идут только весной и осенью. Грибы начинают расти только после нескольких дождливых дней. Поэтому, чтобы не разочароваться, дождитесь, когда пройдут обильные дожди, воздух напоется влагой, и уже тогда отправляйтесь на поиски ароматных боровиков, маслят, зонтиков.
Собирать грибы можно по всей территории страны, за исключением заповедников и приграничных зон. В Бургасской области это Узун Буджак, с. Резово. В Варненской области ограничений нет.
Болгария богата и ядовитыми грибами. Многие из них очень похожи не съедобные, различить их могут только знатоки. Поэтому перед походом в лес рекомендуется тщательно изучить, что вы будете собирать. А если возникает подозрение на то, что грибок несъедобный, не берите его.
Первое государство
Как отмечается в греческих и кавказских источниках, соседями волжских булгар были гунны и авары. Последние занимали господствующее положение в долинах Дуная, где изначально располагались булгарские племена. Из-за натиска тюркских завоевателей власть авар ослабляется, а в 632 году хан Кубрат провозглашает независимость своего народа.
Этот правитель стал объединителем булгарских общин, после чего возглавил государство, названное Великой Булгарией. Благодаря миграции булгар и завоеванию новых территорий оно занимало земли Нижнего Прикубанья и Восточного Приазовья. Увы, могущественная империя булгар так и не сложилась, поскольку после смерти Кубрата его сыновья разделили государство на несколько частей.
Меч Кубрата, основателя Древней Великой Болгарии